Израиль

Государство Изра́иль

География

Государство общей площадью 26,9 тысяч квадратных километров (площадь самого Израиля - 20,7 тысяч квадратных километров, а 6,2 тысяч квадратных километров приходится на сектор Газа и Западный берег Иордана) находится на юго-западе Азии, на восточном побережье Средиземного моря. На севере Израиль граничит с Ливаном, на северо-востоке - с Сирией, на востоке - с Иорданией, а на юго-западе - с Египтом.

 

Рельеф страны достаточно разнообразный - на западе, вдоль побережья Средиземного моря, тянется плодородная Прибрежная равнина, на северо-востоке - Голанские высоты, на востоке - горные цепи Галилеи и Самарии, а также впадины Иорданской долины и Мертвого моря. Южную часть страны занимают пустыни Негев и Арава. Высшая точка государства - гора Хермон (2224 метов) на севере, самая низкая - Мертвое море (400 метров ниже уровня мирового океана - низшая точка суши на Земле).

Количество среднегодовых осадков является максимальным на севере страны,и постепенно снижается к югу. В то время как в районе Хайфы всю зиму идут дожди, в южном Эйлате может не выпасть ни капли осадков. Северные горные районы Израиля богаты сосновыми лесами, множеством ручьев и водных источников. Юг страны засушлив, и существует необходимость постоянной переброски туда воды с севера для сельского хозяйства и живущего там населения. Основной водный источник Израиля (и естественный резервуар) - озеро Кинерет, дающее до 60% всей потребляемой пресной воды. Остальную воду дают артезианские источники и опреснительные установки на побережье Средиземного моря.

В последнее десятилетия проблема с пресной водой особенно обострилась из-за роста населения и ограниченности водных ресурсов. Следствием этого является обмеление Мертвого моря, питаемого рекой Иордан, в свою очередь слишком активно разбираемой для сельского хозяйства.

Столица

Официально столицей считается Иерусалим.

Подавляющее большинство стран мира соблюдает статус-кво и формально признает израильской столицей Тель-Авив. За исключением нескольких государств Латинской Америки, официально признавших Иерусалим столицей Израиля и имеющих там свои посольства, все остальные дипломатические миссии расположены в Тель-Авиве. Вместе с тем Иерусалим выполняет все функции израильской столицы, там расположен израильский Кнессет, все правительственные учреждения, Верховный суд и министерства.

Климат

Климат Израиля субтропический, хотя из-за особенностей географического положения и рельефа даже на столь небольшой территории встречаются участки с тропическим сухим и умеренным типами климата.

Средняя температура января колеблется от +6°С ночью до +18°С, июля - от +23°С до +30°С. Правда, одна и та же температура из-за разницы во влажности воздуха в разных районах страны тоже воспринимается по-разному. В Эйлате тепло в течение всего года (с апреля по октябрь средняя температура воздуха составляет около +26°С, максимальная доходит до +40°С), в то время как на севере страны и в горных районах контрасты значительно больше. В Тиберии, например, среднеянварская температура колеблется возле отметки +18°С, в июле же столбик термометра вплотную подбирается к +37°С.

Летом из Аравийской и Синайской пустынь дуют жаркие иссушающие ветры "шарав" и "хамсин", а зимой часты вторжения влажных и теплых воздушных масс со Средиземноморья.

Осадков выпадает от 100 до 800 мм в год, преимущественно зимой (с ноября по март). Наибольшее их количество фиксируется обычно в декабре-феврале. Летом же по всей территории страны стоит сухая погода - нередки годы, когда с июня по сентябрь здесь вообще не выпадает ни капли дождя.

Температура воды в Мертвом море составляет от +19°С в феврале до +31°С в августе. Средняя температура воздуха здесь осенью и весной колеблется в районе отметки +25°С, зимой - +20°С, а летом превышает +32°С.

Температура воды у средиземноморского побережья с мая по сентябрь выше отметки +20°С. В Красном море вода прогревается до +24°С даже зимой, а в летние месяцы прямо у берега она может напоминать по своим характеристикам бульон, хотя за чертой рифов и на глубине все же вполне комфортна для купания.

Население

Более 7,852 миллионов жителей (начало 2013 года). Основную часть жителей (75%) составляют евреи, до 20% населения - арабы Израиля, 2% - друзы и бедуины, а также 3% - русские, украинцы, армяне, черкесы и представители других национальностей. Есть небольшие общины армян, черкесов, греков.

Особенностью Израиля является раздельное проживание арабского и еврейского населения. В стране только три города, где присутствуют обе общины - Хайфа, Акко и Иерусалим. И даже в случае с Иерусалимом речь идет об одном муниципальном образовании, но фактически между арабской и еврейской частями города проходит невидимая граница, разделяющая кварталы и пригороды. Кроме того, арабы компактно проживают анклавами в центральной Галилее, районе Вади-Ара,и районе Мешулаш (северо-восточнее Тель-Авива). Друзы проживают в двух городках южнее Хайфы (Далия и Осфия), на севере Галилеи (несколько деревень) и на Голанских высотах (Маджаль-Шамс и Масадэ). Бедуины проживают на юге Израиля, в нескольких населенных пунктах вокруг Беер-Шевы. Крупнейший бедуинский город - Рахат (50 тысяч жителей), расположенный в 12 км к северу от Беер-Шевы.

Природа

 

В Израиле десятки как крупных, так и мелких охраняемых природных парков. К наиболее известным относятся заповедники в Галилее (Ахзив, г. Мерон, Нахаль Аюн, г. Кармель, г. Тавор и ряд других), на Голанских высотах (Йехудия, Мешушим, Хамат-Гадер и др.), ряд заповедников на юге страны - между Беер-Шевой и Эйлатом, и район побережья Мертвого моря (Эйн-Геди, Сдом, Мицпе-Шалем).

Север страны

Комплекс Меарот-Кармель

(18 км к югу от Хайфы по старому шоссе Хайфа - Тель-Авив) включает в себя пещеры древнего человека, стоянку, небольшой музей и очень красивые горные пейзажи.

Сахнэ (Ганн-ха-Шлоша)

- заповедник с горячими источниками и тропической фауной. Древние купальни, возведенные еще до нашей эры, принимают гостей по сей день; также живописны водопад, бурные потоки и озеро. Парк расположен возле кибуца Нир-Давид, автобусы из Бейт-Шеана.

Гора Хермон

Самая высокая точка Израиля (2210 метров) и единственный в стране горнолыжный курорт. Конечно, гору Хермон нельзя причислить к горнолыжным курортам мирового значения, но его местное значение неоценимо. История этого курорта такова: через несколько лет после окончания Шестидневной войны 1967 года, результатом которой стал захват Израилем Голанского плато и горы Хермон, на одном из склонов горы было основано поселение Неве-Атив с претензией на полноценную горнолыжную деревню - с отельчиками-шале, к которым позднее пристроили два кресельных подъемника и несколько трасс. А в прелестном озере Рам, образовавшемся в кратере потухшего вулкана, развели карпов - рыболовством занимаются жители близлежащего друзского села Мосадэ.

Pош-Ханикра

В районе ливанской границы горы вплотную подступают к морю и отвесно обрываются вниз, обнажая белую известняковую породу, очень напоминая дуврские скалы в Великобритании. Белая скала Рош-Ханикры видна даже из Хайфы, находящейся почти в 40 км отсюда. Граница с Ливаном формально проходит по гребню горы, но фактически по ту сторону забора, вдоль всей линии границы, размещены более 6 тысяч наблюдателей ООН, а собственно ливанская власть начитается только в 10-15 км севернее границы. Со дня образования Израиля эта граница была ничем иным, как линией огня. Между Израилем и Ливаном нет ни одного действующего пропускного пункта, ни один турист не пересек границу за 57 лет существования Израиля. Тем не менее Рош-Ханикру (с ливанской стороны пограничный пост называется “Накура”) все привычно называют “границей”, и это место даже превратилось в местную достопримечательность, куда приезжают семьями на отдых и фотографируются на фоне указателя “Бейрут – 120 км”. Израильские отцы семейств рассказывают детишкам о том, как в ранней молодости, в 1978 или в 1982 году, посещали соседнее государство на танках. И обязательно с надеждой добавляют, что, возможно, когда-нибудь станет возможным побывать там и в роли туриста.

Вторая достопримечательность Рош-Ханикры - это гроты, пронизанные лабиринтами и расселинами, заполненные морской водой и образовавшиеся вследствие как геологических, так и биологических процессов, а также в результате непрерывного воздействия морских волн на мягкую породу скалы. Туда опускаются на фуникулере прямо от пограничного КПП.

В период британского мандата сквозь скалу был проложен тоннель, сквозь который пролегла автодорога и железнодорожная линия, фактически связывающая Египет с Европой через Палестину. Эта дорога – единственный сухопутный путь в Африку. В 1942 году были пущены первые поезда, именно по этой железной дороге британцы доставляли в Африку боеприпасы и снаряжение для сдерживания натиска Роммеля. Уже после войны, в 1947 году был запланирован запуск первого пассажирского поезда из Европы в Африку, но этому не суждено было свершиться.

Началась война за независимость, в Галилее развернулись полномасштабные бои между еврейскими поселенцам и арабами, англичане неуверенно пытались навести порядок, но очень скоро поняли, что дни их владычества в Палестине сочтены, и передали вопрос в Лигу Наций. Тем временем 14 марта 1948 года еврейская диверсионная группа “Хагана” прорвалась к Рош-Ханикре и взорвала тоннель и мост, опасаясь того, что сразу после ухода англичан арабы попытаются воспользоваться этой дорогой с целью доставки боеприпасов и тяжелой техники. В целом блокирование приморской дороги было более чем оправдано. В Ливане ожидали отправки в Палестину сотни танков и бронемашин и первый же поезд мог покрыть путь от Бейрута до Палестины за каких-нибудь 3 часа. Теперь же положение арабов было осложнено. Их воинские части остались без подкрепления и вскоре были уничтожены.

Метула – самая северная точка Израиля

Курортное местечко Метула, известное заповедником с водопадами Нахаль-Аюн, крупным центром отдыха “Canada center” и… неизменной границей с Ливаном, на фоне которой любят фотографироваться, но, как и в случае с Рош-Ханикра, эту границу еще не пересек ни один турист. Тем не менее через Метулу в Израиль проходят ливанские христиане, работающие на стройках и плантациях близлежащих израильских городов и кибуцев. С учетом повальной нищеты в южном Ливане для тысяч ливанцев заработок в $1 тыс. и больше в соседнем Израиле является неплохим средством к существованию. Но подобная “льгота” дана лишь христианскому анклаву Мардж-Аюн, жители которого сотрудничали с израильскими властями в период нахождения там израильской армии с 1982 по 2000 год. А самое интересное место Метулы – это, конечно же, водопады Нахаль-Аюн. Одноименная речка является одним из притоков Иордана, а ее истоки расположены в южном Ливане. Туристическая тропа протяженностью 3 км охватывает сразу несколько живописных водопадов и пещер.

Центр страны

Пещера Сорек

Прекрасно обустроенная сталактитовая пещера с подсветкой, небольшим музеем и магазином сувениров для зажиточных туристов, расположенная возле городка Бейт-Шемеш.

Бейт-Гуврин

Уникальный природно-исторический заповедник, расположенный возле одноименного кибуца. Здесь можно увидеть замок крестоносцев, руины древнего города, а также множество пещер и подземный город, включающий в себя километры лабиринтов, подземные церкви, усыпальницы, тоннели, жилые помещения.

Мертвое море и Иудейская пустыня

Иудейская пустыня

Иудейская пустыня начинается от устья реки Иордан и Мертвого моря. Раскаленный песок, голые камни, палящее солнце - библейская земля, место скитов и отшельников. Зеленые холмы Западной Иудеи резко контрастируют с песками и скалами пустыни. Здесь, в этих холмах, произошло столько событий и прошло столько народов, что каждый клочок земли здесь - страница истории. Сейчас это край многочисленных монастырей, среди которых особо выделяются лавра преподобного Саввы Освященного, обитель Святого Георгия Хозевита, монастырь Искушения (Каранталь, IV в.) на склоне Сорокадневной горы, монастырь Святого Герасима и др.

Это, пожалуй, самое низкая точка на карте мира - 400 метров ниже уровня мирового океана. Чем море уникально? В первую очередь тем, в его водах вообще ничего не водится. Это и понятно, так как отсутствие стоков, высокая температура и низкая влажность привели к высокой концентрации соли в воде. По той же причине в море невозможно утонуть - соленая вода тут же выталкивает вас на поверхность. Морская соль, как и грязь, имеет целебные свойства и широко используется в медицине. Иными словами, Мертвое море - рай для туристов: хочешь - лечись, хочешь - загорай. Причем круглый год. Летняя температура до +40С, зимняя +25С. Для любителей древности здесь тоже много интересного. Берег моря представляет собой своеобразный археологический музей под открытым небом. Как свидетельствует Библия, здесь некоторое время пребывали и легендарный царь Давид, и сам Иисус Христос. Можно увидеть также и остатки древнееврейских поселений и пещеры первых христианских монахов. Добраться до Мертвого моря можно прямыми автобусами из Иерусалима и Арада.

Эйн-Геди

Один из наиболее известных национальных парков, расположенных на берегу Мертвого моря. Этот тропический оазис, возникший благодаря сочетанию пустынного климата и испарений от ручьев Давида и Аругот, чьи воды за несколько тысячелетий создали гигантские каньоны, поражает многообразием и великолепием своей флоры и фауны. Здесь вы можете увидеть множество видов редких птиц, диких оленей и даже леопардов. Проезд автобусом или такси от Иерусалима до Эйн-Геди.

Мецада

Мецада (Массада или Месада) по праву носит звание одного из главных исторических и природных памятников Израиля. В этой древней крепости расположенной на вершине отвесной горы, героически сдерживали осаду римских легионов последние защитники свободного Израиля. Осада длилась более трех лет. В конце концов, когда иссякли запасы продовольствия и оружия, защитники горной крепости выбрали десять самых достойных воинов, которым была доверено умертвить всех женщин, детей и стариков. После этого один из оставшихся десяти умертвил своих товарищей и лишил жизни себя. Когда римляне вступили в город , то их глазам предстало ужасающее зрелище - все жители города были мертвы. Народ предпочел смерть порабощению. В наши дни на месте героической гибели защитников цитадели молодые израильские офицеры приносят присягу. Добраться до крепости можно на машине или автобусе. Водитель должен высадить вас на автостраде на повороте к Мецаде, далее около 2 км пешком по извилистой горной дороге, но вполне можно поймать и попутку.

Юг страны

Практически весь юг страны занимает пустыня Негев - "колыбель еврейского народа". Скалистые горы и лунные кратеры, горы Моав и глубокие каньоны, останки древних построек и археологические находки глубокой древности - все это можно найти на этой земле.

Здесь стоит посетить Беэр-Шева ("колодец семи") - отправной пункт экскурсий по пустыне и место раскопок уникального подземного города, остатки древнего ханаанского города Тель-Арад (самого древнего поселения на территории Синая и Южного Негева) в районе современного Арада, огромный кратер Махтеш-Рамон, оазис-курорт Бен-Бокек и уникальный природный парк Хай-Рамон около Мицпе-Рамона, а также раскопки древних городов Мамшит и Шивта.

Языки

Государственными языками являются иврит и арабский. Широко распространены русский, английский, среди старшего поколения и религиозных евреев - идиш. В целом Израиль очень удобная для туриста страна в языковом контексте, поскольку до 90% населения владеют иностранными языками в той или иной степени.

Религия

Подавляющее большинство израильтян – 78% - исповедуют иудаизм, 15% - ислам суннитского толка, 2% - христианство, оставшиеся 3% - различные самостоятельные течения бахаев, ахмадистов и друзов. В особенности ситуация неоднозначна в вопросе определения количества израильских христиан. Их число традиционно исчисляется исходя из формально заявивших о своей вере, плюс постоянные прихожане тех, или иных церквей. Исходя из этих цифр, христиан в стране чуть менее 2% от общего населения, и это в массе своей марониты, католики и ортодоксы. Вместе с тем, из примерно 1,2 миллионов эмигрантов из бывшего СССР, примерно 20% (250 тысяч человек) составляют члены семей евреев, а именно - русские, украинцы, молдаване и другие.

Культура

Израильское культурное разнообразие базируется на многообразии израильского общества: евреи со всего мира привезли с собой культурные и религиозные традиции, создав, тем самым, «плавильный котёл» еврейских традиций и верований.

Израиль — единственная страна мира, где жизнь вращается вокруг еврейского календаря. Рабочие отпуска и школьные каникулы определяются еврейскими праздниками и тем, что официальным днём отдыха в Израиле является суббота — Шаббат. Согласно еврейским обычаям день начинается вечером, соответственно и Шаббат начинается вечером в пятницу и заканчивается вечером в субботу, когда израильская молодёжь спешит на дискотеки и в клубы. Фактически в Израиле полтора выходных дня: пятница является коротким рабочим днём, суббота — официальным днём отдыха.

Наиболее значительное израильское меньшинство — арабы — также оставили свой отпечаток в культуре страны в таких сферах, как архитектура, музыка и кухня.

Архитектура

Архитектура Израиля состоит из множества различных стилей зданий, так как страна этнически неоднородная и каждая из наций принесла что-то свое, новое в оформление различный сооружений. Также строительство зданий происходит с учетом местных климатических и ландшафтных особенностей. В Израиле имеются: замки крестоносцев, исламские медресе, византийские церкви, бывшие дома темплеров, здания в стиле Баухаус, арабские минареты, купола русской православной церкви и высокие современные небоскребы.
Стили архитектуры
Арабы строили небольшие каменные дома на склонах холмов, с плоскими или купольными крышами. Крестоносцы построили крепости на стратегических вершинах холмов. Христиане строили церкви. Темплеры построили дома с черепичными крышами, по аналогии с немецкой деревней. Во времена Британского мандата в Палестине был принят закон, согласно которому, все строительство в Иерусалиме, должно было быть из иерусалимского камня. Также в эти времена в пригородах стали создавать сады. В первые годы независимого существования, в Израиле построили много многоквартирных домов для размещения новых иммигрантов, чтобы заменить хижины и прочие временные сооружения. В 2003 году ЮНЕСКО провозгласило «Белый город» Тель-Авива всемирным культурным наследием за «выдающийся пример нового градостроительства и архитектуры начала XX века». Несмотря на рост цен недвижимости, небоскребы строят по всей стране. Башня Моше Авив в Рамат-Гане является самым высоким зданием в Израиле на сегодняшний день.

Театр

В Израиле культурная жизнь бьет ключом, о чем ясно свидетельствует огромное количество галерей, музеев и, конечно же, театров. Центром культуры считается Тель-Авив, в котором находится большая часть театров Израиля (всего их 35).

Известнейшим театром Израиля считают «Габима», ведь еще в 1958 году он был объявлен Национальным государственным театром страны. Отцами-основателями «Габимы» можно считать любительскую труппу, сформировавшуюся в Белостоке. Артисты переехали в Тель-Авив в 1931 году. Сегодня театр может поразить даже крайне взыскательного зрителя – это огромный комплекс, в котором поместится 1520 зрителей. Театр одаривает своих поклонников возможностью купить годовой абонемент, но даже их огромное количество (30 000) не позволяет говорить о легкости покупки билетов на спектакли. В «Габиму» попасть куда сложнее, чем, например, в театр у Никитинских ворот.

Не меньшей популярностью пользуется и Камерный театр в Израиле, именуемый «ха-Камерн». Создавался Камерный театр как знак протеста против консервативности «Габма», который практически всегда транслирует спектакли с русским дубляжом. В «Камери» все пьесы ставятся только на иврите, в сегодняшнем репертуаре театра множество европейских пьес, проходящих с большим успехом. Основан театр был в 1944 году, с этого момента его посетило около 20 миллионов человек. В театре около четырехста оригинальных спектаклей, а в 2005 году заслуги «ха-Камерн» были отмечены Государственной премией Израиля. Продажа билетов в Камерный театр производится в кассе под названием Браво, в которой можно найти и билеты в цирк, на концерты и спектакли.

Среди театров Израиля стоит отметить и «Гешер», в котором одни и те же актеры играют на двух языках (на иврите и русском языке). Создан театр на так давно, только в 1991 году, учеником Георгия Товстоногова – Евгением Арье. «Гешер» гастролирует по всему миру, был не раз удостоен премий как внутри страны, так и за ее пределами.

Своим размером может похвастаться Дворец сценических искусств, разместившийся на улице Шауль ха-Мелех. Во Дворце есть зал для выступления знаменитого балетного ансамбля «Бат-Шева», и зал «Бейт-Опера», в который без проблем поместится и полторы тысячи человек.

Заслуженно считается одним из лучших в мире Израильский филармонический оркестр. Создан был оркестр еще в 1936 году Брониславом Губерманом для музыкантов еврейского происхождения, мигрировавших из Европы в Палестину. Прошло более 75 лет с основания, за эти годы оркестр не раз представлял Израиль в международных фестивалях.

В Нева-Цедек — еврейском квартале Тель-Авива – расположен Центр Сюзан Дадаль, который в год посещает никак не меньше пятиста тысяч человек со всего мира. Этот Центр — место, где зрители могут окунуться в неповторимую атмосферу израильского танца и балета. За десятилетия своего существования Центр поставил около 1300 премьер, что позволило ему стать одним из тех культурных объектов, которыми особо гордится Израиль.

Гости страны погружаются в неповторимую атмосферу культурной жизни — филармония, балет, цирк, театр Израиля — времени скучать у них просто не остается!

Балет

Впервые балет появился в Эрец-Исраэль в 20-е годы прошлого века, когда в страну стали репатриироваться педагоги и энтузиасты танца из культурных центров Европы.
Большой прорыв в мир современного танца Израиль сделал в 50-60-е годы 20 века, чему способствовали два не связанных между собой события: приезд баронессы Бат-Шевы де Ротшильд и возвращение в страну израильтян Берты Ямпольской и Гилеля Маркмана, выступавших до этого в зарубежных балетных труппах.
Высокого профессионального уровня израильский балет достиг после провозглашения Независимости государства. Сегодня в Израиле множество профессиональных хореографических трупп, каждая из которых утверждает собственный стиль: старейший театр танца «Инбал», основанный в 40-е годы 20 в., в основе репертуара которого — народные танцы, музыка и поэзия йеменских евреев; балетные труппы «Бат-Шева» и «Бат-Дор»; Кибуцная труппа современного балета (основатель — Йе.удит Арнон), базирующаяся в кибуце Гаатон (северная Галилея), в которую входят танцоры из разных кибуцев; труппа «Израильский балет», возникшая из студии классического танца, основанной Бертой Ямпольской и Гилелем Маркманом... Каждый из этих коллективов своей самобытностью заслуживает отдельной статьи.

Музыка

Израильская музыка также отражает влияние международной культуры. Йеменская музыка, хасидские мелодии, арабская музыка, клезмерская музыка, джаз, рок — всё это часть израильской сцены. Народные песни, известные как «Песни Земли Израиля», содержат тексты, связанные с опытом первых пионеров строительства еврейского государства. Среди израильских всемирно знаменитых оркестров Израильский филармонический оркестр, который действовал на протяжении 70 лет и сейчас даёт больше 200 концертов в год.

Израиль принимает участие в Евровидении почти каждый год с 1973 года. Этот конкурс израильские певцы выигрывали три раза, дважды Израиль стал местом проведения конкурса. Эйлат проводит собственный международный фестиваль каждое лето с 1983 года — Red Sea Jazz Festival. Продолжая традиции восточноевропейского еврейского театра на идише, Израиль поддерживает энергичную театральную жизнь. Театр Габима, основанный в 1918 году в Тель-Авиве, является старейшим израильским репертуарным театром.

Кинематограф

2000-е годы

В начале ХХI в. начался бум израильского кинематографа. Публика снова вернулась в кинотеатры. Израильские фильмы пользуются заслуженным успехом на мировых кинофестивалях.

Развитие коммерческого телевидения в Израиле повлекло за собой расцвет кино.

На экраны выходят фильмы молодых израильских кинорежиссёров, таких как Довер Косашвили с фильмом «Поздняя свадьба» (חתונה מאוחרת), Нир Бергман — «Сломанные крылья» (כנפיים שבורות), Джозеф Сидар (англ.) — «Бофор» (בופור), Эран Колирин «Визит оркестра» (ביקור התזמורת) и др.

Снимают новые фильмы и известные кинорежиссёры: Эйтан Фокс — «Прогулка по воде» (ללכת על המים) и «Йосси и Джаггер» (יוסי וג'אגר); Ави Нешер — «Конец мира налево» (סוף העולם שמאלה); Шаби Габизон — «Катастрофы Нины» (האסונות של נינה) и т. д.

В 2005 г. фильм одного из самых известных режиссёров Израиля Амоса Гитая «Свободная зона» (אזור חופשי) выходит в мировой прокат. В фильме снялась Натали Портман, а исполнительница главной женской роли Хана Ласло получила премию за лучшую женскую роль на Каннском кинофестивале.

Связь

Интернет

Израиль занимает одно из первых мест в мире по числу жителей, имеющих индивидуальный доступ в интернет. Для туриста этот факт означает лишь то, что за исключением туристических зон (Тель-Авив, Иерусалим, Нетания, Эйлат) крайне сложно найти общественное интернет-кафе даже в крупных городах.

Вместе с тем, точки самостоятельного доступа в интернет действуют в аэропортах, на крупных железнодорожных станциях, в больших торговых центрах. Иногда пользование интернетом может быть бесплатно.

Все операторы мобильной связи предлагают купить модем и СИМ-карту, посредством которых можно подключаться к интернету во всей зоне покрытия мобильной сети. Вместе с тем, минимальная стоимость пакета "модем + интернет на 5гб" cоставит не менее, чем $130.

Сотовая связь

Сотовая связь отлично развита в Израиле, не только соответствуя уровню стран Западной Европы и Америки, но и во многом опережая в части новых разработок и предлагаемого сервиса. Главные операторы связи - ESC (www.esc.co.il), "Оранж" (www.orange.co.il/rus), "Селком" (www.cellcom.channel.co.il/russian), "Пелефон" (www.pelephone.co.il/ru), "Мирс" (www.mirc.co.il).

Вместе с тем, особенностью израильского рынка связи является его исключительная ориентированность на постоянных клиентов, обслуживаемых в кредит с оплатой счета в конце каждого месяца. Для постоянных клиентов предлагается большое число разнообразных тарифов с весьма привлекательными ценами и услугами. Пользование упомянутыми льготными тарифами весьма осложнено для туриста, прибывшего в страну с краткосрочным визитом, поскольку предполагает наличие счета в банке и оформление договора на обслуживание.

Поэтому оптимальным вариантом можно считать пользование системой предоплаты, иначе называемой "Токмен". Разговоры производятся после покупки и установки sim-карты стоимостью $20-30 в зависимости от оператора, а затем - телефонных карточек, стоимостью 75.00 шекелей, 125.00 шекелей, 200.00 шекелей. Ряд операторов, например "Оранж", предлагает sim-карты, включающие в себя 10-15 минут бесплатного разговора. Стоимость разговора внутри Израиля составит примерно $0,15. В вечернее время стоимость минуты разговора уменьшается в среднем на 20%. Все входящие звонки - бесплатны.

Роуминг доступен для всех крупнейших российских операторов связи. Стоимость минуты разговора с Россией составит $1,5-2 в зависимости от оператора и тарифа.

В случае если турист не предполагает большое число звонков домой, имеет смысл рассмотреть вариант с обычными городскими телефонами-автоматами, чьи тарифы сравнительно невелики, а карточки продаются повсеместно.

Телефонная связь

Развита очень хорошо, позвонить за границу можно с любого телефона, в том числе с уличных телефонов-автоматов, которые работают по магнитным карточкам ("телекарты"), приобретаемым в почтовых отделениях (стоимость: 10, 20, 30, 50, 120 NIS). Средняя стоимость звонка в Россию с телефонного автомата варьируется от $0,80 до $1,20 в зависимости от времени суток. Звонки с 20.00 до 08.00 дешевле.

В маленьких магазинах есть телефоны-автоматы, работающие по монетам. Тариф поминутный, льготный тариф действует с 20.00 до 08.00. У различных телефонных компаний тарифы различаются и порой очень сильно, поэтому стоит предварительно ознакомится с расценками. Звонок из отеля значительно дороже, чем с уличного телефона-автомата.

Международный код страны - 972. Для звонка в Израиль необходимо набрать - 8 - 10 - 972 - код города - номер вызываемого абонента.

Коды некоторых городов: Иерусалим - 02, Тель-Авив и Яффо - 03, Хайфа-Акко - 04, Галилея, Голанские высоты и Назарет - 06, побережье южнее Тель-Авива, Эйлат и район пустыни Негев - 08, побережье севернее Тель-Авива - 09.

Транспорт

В Израиле представлены все обычные виды транспорта: авиаперелеты, поезда, автобусы и такси. Пассажирский транспорт отличается высоким уровнем обслуживания и комфорта, схожим с Западной Европой. Актуальные расписания и тарифы представлены на всех соответствующих вебсайтах, в том числе на русском языке.

Дороги и правила вождения

Движение правостороннее. Качество дорог достаточно высокое. В исторических местах парковка связана с особыми сложностями. Преимуществом при пересечении дорог и в городских условиях однозначно пользуются пешеходы, и, как правило, водители соблюдают правила.

Вождение в Израиле довольно комфортно и безопасно в силу хороших дорог, множества дорожных знаков с указателями и сравнительной вежливости израильских водителей. Однако не стоит забывать про восточный темперамент многих израильских водителей. Только огромные штрафы заставляют их вести себя корректно на дороге.

В случае посещения палестинских территорий Западного берега рекомендуется ознакомиться со специализированной дорожной картой этого района. Не все дороги, обозначенные на обычных картах, открыты для свободного передвижения. По ряду дорог движение ограничено в определенные часы из-за соображений безопасности, а некоторые дороги, проходящие через палестинские анклавы, закрыты для въезда израильского транспорта.

Автобусное сообщение в Израиле

Основную транспортную функцию в стране выполняют автобусы компании "Эггед" (www.egged.co.il), регулярно курсирующие по всем направлениям. К примеру, рейсы из Тель-Авива в Иерусалим отправляются каждые 15 минут. Все автобусы оборудованы кондиционерами. За редким исключением, они не ходят с вечера пятницы (с 15.30) до вечера субботы (18.00), а также в дни религиозных праздников.

Крупнейшим транспортным и пересадочным узлом является центральная автобусная станция в Тель-Авиве. Крупные автобусные станции есть в Хайфе, Иерусалиме, Беэр-Шеве, Ашдоде и некоторых других городах. Стоимость проезда по некоторым направлениям: Тель-Авив - Иерусалим (1 час) – 17-21 шекель, Тель-Авив – Хайфа (1 час) – 25 шекелей, Тель-Авив – Эйлат (5 часов) – 70 шекелей. Связь с израильскими поселениями на Западном берегу осуществляется из Тель-Авива, Иерусалима, Натаньи и Беэр-Шевы специальными автобусами компании "Эггед" с укрепленными стенками и пуленепробиваемыми стеклами.

Те, кто планирует посещение Западного берега (территории Палестинской автономии), должны иметь в виду, что между собственно Израилем и палестинскими городами пассажирское сообщение как таковое отсутствует. Автобусом компании "Эггед" можно легко добраться до большинства израильских поселений на палестинских территориях, но далее придется двигаться самостоятельно, надеясь на автостоп. Отдельную сложность представляет запрет для палестинских автобусов брать пассажиров вблизи израильских поселений. Палестинские водители, опасаясь проблем с израильскими военными, не остановятся, если туристы голосуют вблизи поселения.

Скидка в 10% предоставляется в случае приобретения билета на две поездки (может действовать на одну поездку для двух человек). Студенты имеют скидку 10% по международному удостоверению ISIC, если цена билета превышает 23 шекеля. Проездные на все линии по всей стране отменены несколько лет назад, а городские проездные билеты можно купить только в городах. Билеты продаются как у водителя, так и на автовокзалах, именуемых "тахана-мерказит".

В районе так называемого Большого Тель-Авива (Тель-Авив, Яффо, Холон, Бат-Ям, Рамат-Ган, Петах-Тиква) работает автобусная компания "Дан". Маршруты данной компании ограничены городскими линиями. На некоторых линиях внутри Большого Тель-Авива компании "Дан" и "Эггед" являются конкурентами.

Помимо больших автобусов, многие маршруты обслуживают также маршрутные такси (именуются "шерут" или "монит"). Тариф – чуть ниже, чем в автобусах.

Интересно, что Автобусный музей компании "Эггед" считается одним из самых крупных тематических музеев подобного рода в мире, где представлены сотни оригинальных автобусов. Он рассказывает о прошлом и том пути, который прошел общественный транспорт как подмандатной Палестины, так и Израиля, начиная с грузовиков британской армии, переделанных в пассажирский транспорт после Первой мировой войны, и заканчивая современными кондиционированными автобусами.

Городской транспорт в Израиле

Городской транспорт в Израиле представлен в основном автобусами. Исключений немного: в тель-авивской и хайфской городских агломерациях можно в некоторых случаях передвигаться на пригородных поездах, но их маршруты весьма ограничены. В Хайфе есть своеобразное метро - фактически это помещенный под землю фуникулер, ездящий из портового района через центр города в гору. В этой системе шесть станций, а вагоны состоят из нескольких ступеней-уровней. Большого транспортного значения этот фуникулер не имеет. В Тель-Авиве метро должно появиться в ближайшие годы. В Хайфе ведется строительство линии городских трамваев, и проект должен быть завершен к 2009 году.

Основной автобусный перевозчик – компания "Эггед". В тель-авивской агломерации примерно половину перевозок выполняет компания "Дан", на севере Израиля примерно половину перевозок выполняет компания Nativ Express (www.nateevexpress.com). Основные пересадочные узлы в Тель-Авиве - автовокзал ("тахана мерказит") и железнодорожный вокзал ("тахана ракевет"), в Хайфе - два автовокзала: Южный ("Хоф Хакармель") и Северный (Ха-Мифрац).

Стандартная стоимость проезда в городских автобусах - 6,70 шекелей. Маршруты, выходящие за пределы городов, и ведущие в ближайшие пригороды стоят дороже. Скажем, поездка в дальний пригород Тель-Авива, как, например, Реховот, обойдется в 12 шекелей. В большинстве городов есть разнообразные проездные билеты, но в основном месячные. В Тель-Авиве и некоторых небольших городах есть дневной проездной, цена которого около 12 шекелей, что очень удобно для туриста. Вариантов на несколько дней для туристов нет.

Движение транспорта прекращается на закате в пятницу и возобновляется на закате в субботу. Исключение составляет Хайфа, некоторые районы Тель-Авива и несколько других городов на севере страны: там в субботу есть ограниченное движение по некоторым маршрутам.

Рав Кав

В 2007 году началось постепенное внедрение общей транспортной карты Rav Kav, действительной по всей территории страны и для всех видов транспорта. Предполагалось, что пассажиры смогут вкладывать на карту сумму и затем свободно перемещаться на транспорте вплоть до следующего пополнения карты. Такая система функционирует в десятках мегаполисах мира, доказав свою эффективность. К сожалению, в Израиле система обернулась неудачей. Дело в том, что всем восьми автобусным компаниям Израиля так и не удалось договориться об общей тарификации и единой базе данных. Получилось так, что для каждой из компаний пассажирам приходится делать отдельное пополнение карты. В какой-то момент оказывается, что на условной карте достаточно средств для 10 поездок с компанией "Egged", 5 поездок с компанией "Dan" и только 1 поездка с компанией "Nativ Express". Редкий пассажир способен запомнить сколько поездок осталось на каждую из компаний. В результате, при посадке в автобусы регулярно образуются очереди и дискуссии о том, что пассажиры не знали, что лимит карточки на эту компанию иссяк, а вот на другую еще нет. Хаос дополняется тем, что узнать баланс карты на каждую из автобусных компаний можно исключительно в офисах этой компании, либо в автобусе именно данной компании. Проще говоря, путешествуя на автобусе компании Egged, пассажир не может узнать, сколько поездок на карте осталось для компании "Dan".

К общему хаосу с картами Rav Kav добавились и железные дороги, которые с некоторых пор тоже способны пополнять карту для поездок на поездах, но не принимают ту сумму на карте, что вложена для автобусов. Чем закончится вся эта история с неудачным внедрением карточек - сложно предсказать.

Билеты на одну поездку продаются водителями, но в случае, если планируется значительное число перемещений по городу и пригородам, практичнее все же купить пластиковую карту "Rav Kav", внести на нее деньги и при входе в автобус оплачивать поездку ею. Подробнее на сайте компании Эггед (www.egged.co.il/eng/main.asp?lngCategoryID=10124). При этом, чтобы не запутаться, важно помнить, что в Тель-Авиве следует закладывать деньги на компанию "Dan", в Хайфе и Иерусалиме - "Egged".

Метро

Единственная линия метро в стране действует в Хайфе. Линия "Кармелит" (шесть остановок) связывает Нижний и Верхний город. Стоимость проезда примерно $1,2. Линия "Кармелит" - самая маленькая в мире самостоятельная система внеуличного подземного транспорта (subway). Длина её составляет два километра, включая станции, или 1 километр 803 метра без учёта станций.

Примечательна история хайфского метро. Впервые идея соединения припортового района этого израильского города с его верхней частью зародилась у британцев, завладевших Палестиной в 1917 году. Много позднее, в 1942 году, британцы, с трудом сдерживая натиск Роммеля в соседнем Египте, начали готовить Хайфу к обороне от немцев на случай прорыва последних в Эль-Аламейне. Подземный путь из порта в верхние укрепления через весь город был бы оптимальным вариантом для усиления обороняющихся, и строительство было начато. К счастью, немцев разгромили, и необходимость в тоннеле отпала.

Второй раз к идее метро вернулись уже израильтяне в начале 1950-х годов. Хайфа быстро разрасталась, а сложный рельеф местности затруднял передвижение из одного конца города, расположенного у моря (Адар), к другому, расположенному высоко на горе (Кармель). Даже в настоящее время путь на автобусе из Адара на Кармель может занять до 40 минут, пока автобус крутится по узким улочкам старой части города и с трудом поднимается в гору. Поэтому возникла необходимость создать новый вид транспорта, облегчающий путь между этими центрами городской жизни. Тогдашний мэр Хайфы Аба Хуши проявил инициативу создания этого транспорта. Чтобы не нарушать сложившуюся инфраструктуру, в качестве такого средства транспорта было выбрано метро. Проект поручили французской компании, и в 1956 году начались работы, благополучно завершившиеся 6 октября 1959 года.

В 1986 году было принято решение закрыть метро на капитальный ремонт. Из этого состояния метро плавно перешло в разряд нерентабельных проектов и было закрыто вплоть до 1992 года, когда было вновь торжественно открыто для пассажиров. В настоящее время единственное метро Израиля, хайфский "Кармелит", работает в обычном режиме. Во время конфликта между Израилем и террористической организацией "Хезболла" в июле-августе 2006 года станции "Кармелит" служили общественными бомбоубежищами. Они были открыты круглосуточно, вход на станции был свободным.

Такси

В Израиле два вида общественного транспорта, называемого такси:

Маршрутное такси ("Монит шерут")

Мини-бусы на 10-12 мест. Действуют во всех населенных пунктах страны и используются как внутри города, так и на междугородних линиях. Это единственный вид транспорта, работающий по субботам и в праздничные дни. Стоимость проезда фиксированная и обычно на 10% ниже, чем на автобусе. Оплата - водителю при посадке. При необходимости можно попросить чек об оплате.

Обычное такси ("Монит")

Действуют во всех городах страны. Остановить такси можно прямо на улице, или же вызвать по телефону. Стоимость проезда исчисляется исходя из 9 шекелей за посадку и 5 шекелей за каждый километр пути. Кроме того, берется 10 шекелей за крупногабаритный багаж. За обслуживание в ночное время (с 21.00 до 5.30), а также в субботу и праздники взимается надбавка в 25%. Все внутригородские такси оборудованы счетчиками, которые должны обязательно быть включены в момент посадки пассажира. Междугородние тарифы устанавливаются согласно специальному прейскуранту, который должны предоставить пассажиру по первому требованию. В некоторых случаях таксисты завышают для туристов стоимость проезда или предлагают ехать по договорной цене без счетчика. Если вы не вполне знаете действующие тарифы, то не стоит соглашаться на фиксированную стоимость, поскольку она, как правило, будет выше той, что выйдет по счетчику. В случае сомнений рекомендуется проконсультироваться с находящимися поблизости израильтянами. Они с радостью помогут туристу, в большинстве случаев назовут истинную цену за проезд и даже пристыдят таксиста.

К сожалению в таких городах, как Эйлат и Иерусалим имеют место обсчеты и обман туристов со стороны водителей такси. Нередки случаи, когда туристы платили пятикратную стоимость за проезд от границы с Египтом в Табе до центра Эйлата. Кроме того, таксисты насчитывали туристам провоз багажа, даже если те были без вещей. С целью избежать такого рода неприятностей, следует заранее уточнить у местных жителей примерную стоимость проезда и ездить исключительно по счетчику. Излишне говорить, что оплачивать проезд следует в шекелях, а не в долларах и евро, поскольку таксист обязательно посчитает оплату по крайне невыгодному для туриста курсу обмена. Нередко туристы, решившие оплатить такси в долларах, в итоге отдали в полтора-два раза больше денег, чем если бы платили в шекелях. Таксист принял оплату в 37 шекелей ($10) в долларах, но взяв с наивного туриста 20 долларов (74 шекеля).

Железные дороги и поезда в Израиле

Железнодорожное сообщение в Израиле отлично развито, но количество линий сравнительно невелико. В стране нет железнодорожной сети как таковой, есть только одна главная линия Нахария - Акко - Хайфа - Натания - Хадера - Тель-Авив - Беэр-Шева - Димона с ответвлениями в Ашдод, Ашкелон и Иерусалим. Кроме того, количество линий постоянно расширяется, будь то пригородное сообщение (несколько лет назад введены линии внутри т.н "Большого Тель-Авива": Петах-Тиква, Кфар-Саба, Рамле, Ришон, Реховот, Явне), так и проект железной дороги в Эйлат, который должен быть завершен к в 2017-ому году. В планах строительство линий из Хайфы в Бейт-Шеан и из Акко в Кармиэль.

На имеющихся линиях поезда ходят регулярно: например, на участке Хайфа - Тель-Авив 2-3 поезда в час (в часы пик - до пяти поездов в час), на большинстве остальных - раз в час. Существует также пригородная система Тель-Авива, связывающая город с рядом пригородов (Петах-Тиква, Рош-Хаайн, Раанана, Лод, Рамле, Реховот) и аэропортом Бен-Гурион. Прямые поезда в аэропорт Бен-Гурион следуют более 25 раз в сутки (включая ночь) из Хайфы, Натании и Тель-Авива.

Израильские железные дороги имеют отличный интерактивный сайт (www.rail.co.il/RU/) с английской и русской версиями. На сайте есть расписания, тарифы, информация для пассажиров.

Несколько лет назад возобновилось сообщение по линии Тель-Авив - Иерусалим. Поезда следуют 8-10 раз в день, время в пути - 1,5 часа. Маршрут чрезвычайно живописен, поезд неспешно карабкается по горам Иудеи, минуя впечатляющие серпантины и тоннели.

Путешествие на поезде быстрее и удобнее, чем на автобусе. На отдельных участках поезда развивают скорость до 160 км/ч. При поездках по центру страны, на линии от Беер-Шевы до Нагарии (граница с Ливаном), поезд безусловно предпочтительнее автобуса. При этом, стоимость проезда, как правило, идентична.

Комфорт и сервис соответствуют уровню Западной Европы. Класс вагонов только один - соответствует немецкому второму классу, то есть вполне комфортабельный. Стоимость проезда по некоторым направлениям: Тель-Авив - Хайфа (1 час) - 27 шекелей, Тель-Авив - Иерусалим (1 час 20 минут) - 20,5 шекелей, Тель-Авив - Беэр-Шева (1,5 часа) - 26,5 шекелей, Нахария - Беэр-Шева (3 часа) - 66,5 шекелей. На ряде направлений действуют пониженные тарифы, не зависящие от расстояния, например Димона - Беэр-Шева - 11 шекелей (расстояние 40 км, схожее с расстоянием из Тель-Авива в Натанью, но стоимость ниже почти в полтора раза).

Скидка в 10% автоматически предоставляется при покупке билета туда и обратно. Пенсионеры имеют скидку в 50%. Также скидку 10% имеют студенты, а скидку 20% - дети до 10 лет. Бесплатно следуют дети до пяти лет. Поезда не ходят по субботам и религиозным праздникам, а также вечером в пятницу или перед праздником.

Туристам следует иметь в виду, что в часы пик, в течение всей пятницы и вечером в субботу поезда могут быть переполнены. Особенно на линии Нахария - Хайфа - Тель-Авив, где немалую часть пассажиров составляют военнослужащие, возвращающиеся в центр страны из воинских частей, расположенных в Хайфе и Галилее.

Проездных по стране нет, но отлично развита система региональных проездных из пункта в пункт, например:

  • Билеты "Хофши-ходши" (проездной на месяц) на пригородные линии: Нахария - Хайфа - Нахария, Крайот (Ха-Крайот - городская агломерация возле Хайфы, включающая в себя Кирьят-Ям, Кирьят-Моцкин, Кирьят-Бялик, Кирьят-Ата, Кирьят-Хаим и Кирьят-Шмуэль. - Хайфа - Крайот, Натанья - Тель-Авив - Натанья, Рош-Хаайн - Тель-Авив - Рош-Хаайн, Реховот - Тель-Авив - Реховот, Хайфа - Тель-Авив, Беэр-Шева - Тель-Авив. Проездной годен для неограниченного количества проездов в рамках соответствующей пригородной линии в течение месяца, указанного на билете. Стоимость составляет стоимость одного проезда на линии, умноженную на 28. Поскольку билет является личным, следует записать на нем имя пассажира и предъявлять в поезде вместе со свидетельством, удостоверяющим личность. "Хофши-ходши" можно приобрести только у кассира в кассе (не с помощью автомата!).
  • 12 билетов по цене 10 билетов.
  • Проездной билет на 20 поездок продается лицам от 10 до 18 лет только на пригородные линии. Стоимость равна цене одного проезда на линии, умноженной на 10.
  • Билет, совмещающий в себе проезд туда и обратно по железной дороге плюс билет "хофши-йоми" (дневной проездной на 24 часа) автобусной компании "Дан" или "Эггед". Действителен для проезда на всех поездах, следующих в Тель-Авив или из Тель-Авива, на пригородных и междугородных линиях. Этот же билет действителен для неограниченного числа поездок на автобусе по Тель-Авиву и пригородам. Продается в кассах и с помощью автоматов железной дороги только пассажирам, направляющимся в Тель-Авив.

Штраф за проезд без билета

Штраф за безбилетный проезд равен стоимости трех билетов на данной линии из точки отправления поезда (вне зависимости от того, на какой промежуточной станции сел пассажир) до места обнаружения безбилетника. Дополнительно к штрафу оплачивается обычный билет. Контролеры есть почти в каждом поезде.

Линия в Эйлат и Бейт-Шеан

Начато строительство линии, которая свяжет центр Израиля с портовым Эйлатом на Красном море. Предположительно, скоростные поезда будут проходить 350км между Тель-Авивом и Эйлатом всего за 2 часа. Сдача линии планируется к 2015 году.

Параллельно идет строительство линии из Хайфы в Бейт-Шеан (на границе с Иорданией, чуть южнее озера Кинерет), как и в случае с Эйлатом, линия будет сдана в эксплуатацию в 2015 году.

Прокат автомобилей в Израиле

Арендовать автомобиль можно в специализированных офисах, расположенных во всех крупных городах и аэропортах. Для этого необходимо иметь действительные водительские права, международную пластиковую карту (Visa, Mastercard и т.д.) и быть старше 21 года. В более мелких местных компаниях возможна также аренда с внесением наличного депозита. Стоимость проката автомобиля существенно снизилась в последние годы в результате растущей конкуренции. В настоящее время средняя стоимость аренды автомобиля самого простого класса составит от $25 в день (при аренде сроком от 14 дней), включая неограниченный пробег и страховку. Практикуется аренда автомобиля в одном городе и возврат в другом. Подобная услуга обойдется дополнительно в $10-20 в зависимости от общего числа дней. Кроме того, при аренде автомобиля непосредственно в аэропорту Бен-Гурион взымается дополнительная наценка в $25.

В Израиле представлены все основные мировые компании по прокату автомобилей: Budget (www.budget.co.il), Avis (www.avis.com), Sixt (www.e-sixt.com/car-rental/Israel), Eldan (www.eldan.co.il), Suncar (www.suncar.co.il) Cal Auto (www.calauto.co.il), Albar (www.albar.co.il) и многие другие.

Пробег не ограничен, выезд за пределы "зеленой черты" (между Израилем и палестинскими территориями) не рекомендуется, и по умолчанию страховка не включает в себя пребывание на палестинских территориях. Для туриста этот факт означает, что в случае каких-либо проблем с автомобилем, произошедших за "зеленой чертой", вся материальная ответственность ляжет на него. Наиболее часто встречающаяся ситуация - кража автомобиля. В этом случае прокатная компания взыщет с арендатора полную сумму франшизы, достигающую, в зависимости от страховки $2500.

Примечательно, что туристы всегда получают более выгодный тариф на прокат, чем сами граждане Израиля. Дело в том, что туристы изначально не платят НДС, составляющий 16% от стоимости. При бронировании важно указать, что вы - турист, поскольку по умолчанию цена будет для местных жителей, т.е более высокая.

При получении автомобиля настоятельно рекомендуется тщательно его осмотреть и потребовать отметить в документах все царапины, вмятины и другие малейшие повреждения. Многие израильские прокатные фирмы сдают в аренду относительно изношенные автомобили, нередко даже не отправляя их на мойку перед следующим клиентом.

Кухня

Израильская кухня отличается богатством используемых продуктов и разнообразием рецептур, как пришедших из глубины народных традиций, так и позаимствованных у соседних народов. Религиозные нормы иудаизма ("кашрут") запрещают употребление в пищу блюд из свинины и морепродуктов, за исключением некоторых видов рыб (по правилам у водоплавающего должна быть чешуя), а молочные и мясные блюда должны готовиться и подаваться раздельно. Также не разрешено употреблять мясо непарнокопытных и грызунов. Кошерность пищи должна соблюдаться во всех ресторанах и кафе (кошерные рестораны делятся на мясные и молочные), но практически везде есть некошерные заведения, а также многочисленные рестораны китайской, русской, французской и восточной кухни.

Из мясных блюд интересны иерусалимское жаркое "меорав иерушалми" из четырех различных видов куриного мяса, кисло-сладкое "мясо по-еврейски", различные форшмаки из мяса и рыбы, паштеты, котлеты из мяса птицы с разнообразными приправами, тушенная курятина с телячьим языком, отбивные в кляре, фаршированные куриные шейки, различные виды отварной рыбы, а также мясной рулет и т. д. Специи и зелень к мясным блюдам обычно никто не экономит.

Из овощных блюд популярны хумус, винегрет, оладьи "латкес" со шкварками и жареным луком, запеченное поленце из манной крупы с овощами - "кугел", салат из яиц и репчатого лука, картофельные драники "бульбелаткес", жареные в масле горохово-фасолевые шарики "фалафель", "цимес" из моркови, яблок и изюма, холодный суп из свеклы "калтэ бурэчкес", кабачки жаренные и др.

Обязательно следует попробовать сладкие еврейские блюда и выпечку - блинчики с различными наполнителями "блинчикес", пирожки с маком "хоменташ", бисквит из муки для мацы, сладкие "пончикес фун творе", пряники с миндалем "лэках", коржики "киелах", печеные яблоки, знаменитый "гоголь-моголь" и т. д.

Заканчивать трапезу принято черным кофе или чаем. Все большую популярность приобретают и молодые израильские вина, вроде "Кармиель" или "Йордан".

Развлечения

Многие курорты Израиля отлично подходят для пляжного отдыха, в том числе и семейного отдыха с детьми, а также различных видов активного отдыха.

Выделяются в этом плане следующие курорты:

Эйлат – город-курорт, радующий любителей как пляжного, так и активного видов отдыха. Здесь можно заняться волейболом, баскетболом, футболом, теннисом, дайвингом, параглайдингом и виндсерфингом.

Нетания – курорт отлично подходящий для семейного отдыха. Отличается прекрасными протяженными и оборудованными пляжами, порадует любителей рыбной ловли, парусного и конного спорта, виндсерфинга и кайтсерфинга.

Оздоровление

Большое количество туристов ежегодно едет в Израиль исключительно с целью поправить здоровье на курортах и в санаториях уникального по своей природе Мертвого моря – курортной области Израиля, издавна характеризующейся прекрасными возможностями для оздоровления и лечения различных заболеваний, в особенности кожных болезней, отоларингологических нарушений и многих других.

Экскурсии

Израиль – страна с древнейшей и богатейшей историей, каждая область которой славится различными историческими памятниками и культурными достопримечательностями.

Важнейшим городом, где сосредоточено огромное количество памятников старины, по праву считается Иерусалим – священный город для представителей трех мировых религий (иудаизма, христианства и мусульманства).

Также можно посетить архитектурно эклектичный Тель-Авив, с его множеством музеев и культурных центров.

Также стоит посетить древнейший город Яффо, где, согласно легенде, Ной построил свой ковчег, и где сохранились остатки крепостной стены со времен Османской империи, осмотреть церкви, монастыри и музеи этого города.

Интересен и город Цфат, находящийся в горной местности и входящий в число священных израильских городов. Здесь можно увидеть архитектурные памятники, принадлежащие  различным мировым направлениям, кроме того, Цфат славится своими галереями и мастерскими, где местные авторы творят произведения искусства.

Израиль Израиль
Израиль
Официальный язык:
иврит, арабский
Территория:
  • 147 (143)-я в мире
  • Всего  20 770 км²/22 072 км²
  • % водной поверхн.  2
Население:
  • Оценка (2013)  8 000 018 чел. (97-е)
  • Плотность  355 чел./км² (21-я)
Этнохороним:
израильтянин, израильтянка
Код ISO:
IL
Телефонный код:
+972
Часовые пояса:
GMT+2 (летом GMT+3)